Отправной точкой статьи стало недавнее открытие Холдингом GS Group крупносерийного производства по корпусированию светодиодов. Проект позволит закрыть до половины потребности госсектора в замене старых светильников на новые и, возможно, выйти на коммерческий рынок, сообщает журнал «Эксперт».
Открывшиеся возможности стремятся использовать и другие игроки: ПК «Клевер», учрежденная группой «Роснано» и Международной светотехнической корпорацией «Боос Лайтинг групп», а также компания «РуСИД», учрежденная в октябре прошлого года МГК «Световые Технологии» и НПО «РоСАТ».
Далее журналист издания детально рассматривает перспективы этого рынка и приводит комментарии экспертов. Опубликуем некоторый выдержки, а полностью статью можно прочитать на сайте издания или в в этом pdf-файле.
— Гендиректор Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) Ольга Грекова: GS Group также может выиграть от неаффилированности с производителями светильников, поскольку многие компании предпочтут покупать светодиоды у независимых поставщиков.
— В GS Group думают об углублении локализации: уже сейчас оценивают возможности старта производства корпусов для светодиодов или производства чипа, но сомневаются, что в среднесрочной перспективе в России можно будет запустить производство гетероэпитаксиальных структур. «Для реализации такого проекта требуется строительство как профильных заводов, так и сопутствующих производств, совокупные инвестиции в проект могут составить несколько десятков миллиардов рублей, и при этом российский рынок недостаточен по своему объему на текущий момент для того, чтобы обеспечить полной загрузкой хотя бы один такой завод», — считает руководитель департамента стратегических проектов GS Group Андрей Мартынов.
— По мнению Александра Богданова, руководителя отдела нормативно-технического регулирования компании «Световые Технологии», в ближайшие годы, пока отечественное производство светодиодов не выйдет на большие объемы, искусство производителей будет заключаться в балансировке между ценой и качеством при покупке у разных поставщиков кристаллов, компаундов, корпусов светодиодов и люминофоров. При этом следует обратить внимание и на такой фактор конкурентоспособности, как отработка новых технологических решений, позволяющих из тех же компонентов собирать светодиоды лучшего качества. В частности, альтернативную технологию производства светодиодов параллельно с традиционной намерена развивать компания «РуСИД» — это выпуск бескорпусных светодиодов типа CSP (Сhip-Scale Package, означает, что размер светодиода практически равен размеру его кристалла). «Сегодня на рынке освещения это самая передовая технология, там используется другая топология кристаллов, у них контакты снизу, то есть лучше теплоотвод и надежность, они могут работать на других токах, а значит, и эффективность выше; кроме того, люминофор не заливается, а на кристалл колпачок надевается сверху и свет от него идет намного ровнее», — поясняет Александр Богданов. В настоящее время серийным выпуском светодиодов типа CSP занимаются всего несколько ведущих компаний в мире, такие как Samsung, Toshiba. «Кто достигнет технологического совершенства, тот и победит», — уверен эксперт эксперт ООО «МГК «Световые Технологии».
— Говоря о перспективах развития светодиодной отрасли, игроки и эксперты рынка подчеркивают, что имеют в виду прежде всего сегмент профессионального освещения, о котором все известно: объемы (около одного миллиарда в штуках по госзакупкам), основные игроки, а также то, что импорт доминирует и составляет, по разным данным, от 72 до 98,5%. Что касается бытового сегмента — рынка домашних люстр, бра и светодиодных ламп, то это неизведанная территория, где альтернативы Китаю пока нет. «Профессиональный рынок, а это наружное освещение, освещение административно-хозяйственных и производственных зданий, по итогам 2020 года оценивается примерно в 70 миллиардов рублей, причем в сравнении с 2019 годом, несмотря на пандемию, он вырос на 11 процентов, — рассказывает Александр Богданов. — Что же касается бытового рынка, его объемов не знаю; по ощущениям, он не меньше профессионального, но там много контрафактной продукции и отечественных производителей нет, а те, что пытались на него выйти, обанкротились».
— На рынке профессионального освещения светодиодные светильники уже одержали победу над традиционными ламповыми. «Перелом в сторону светодиодов уже произошел: в улично-дорожном освещении это порядка 75–80 процентов, в административно-офисном освещении — до 97 процентов, есть и нишевые сегменты, такие как сельскохозяйственное освещение, подсветка растений, — там светодиодные светильники отработаны еще не до конца, но активно развиваются и скоро тоже будут превалировать над лампами», — рассказывает генеральный директор компании «Лайтинг бизнес консалтинг» Сергей Боровков.