Правительство не поддержало законопроект, который мог ввести для госпрограмм, включая «Информационное общество» и «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», новый индикатор эффективности. По замыслу законотворцев, системе оценок госпрограмм не хватало критерия «доля закупленных товаров российского происхождения».
Напомним, госпрограмма представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей госполитики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России. Сейчас в нашей стране действует четыре десятка госпрограмм. По линии ИТ ключевой из них можно считать «Информационное общество», по линии электроники — «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».
Тот факт, что сейчас в отношении госпрограмм не установлена обязанность оценивать эффективность их реализации на предмет минимальной доли закупок отечественных товаров, Долгов и Гутенев в пояснительной записке к законопроекту называли «методологической недоработкой». С их точки зрения, она позволяет заказчикам при реализации госпрограмм закупать любые иностранные товары «путем манипуляций с избыточными и (или) редкими характеристиками иностранной продукции», что создает дополнительные препятствия для достижения целей социально-экономического развития России.
«Это негативным образом отражается на темпах развития всей экономики России, так как государством не установлена главная стратегическая цель о закупке прежде всего отечественной продукции и необходимости стимулирования загрузки производства на российских предприятиях, — говорится в пояснении. — Кроме того, это может приводить к существенному экономическому ущербу для государства в виде недополученных налогов в бюджетную систему».
Одной из проблем также указаны риски недостижения целей «майских указов» в рамках диверсификации оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.
Имеющиеся в распоряжении CNews копии отзывов от имени замглавы Минфина Алексея Моисеева и замглавы Минэка Татьяны Илюшниковой идентичны вплоть до буквы. В обоих случаях утверждается, что предлагаемая инициатива противоречит основам программно-целевого управления в России.
«Показатель “доля закупленных товаров российского происхождения”, вводимый для целей мониторинга закупок российских товаров в целом без разбивки по отдельным категориям товаров или секторам экономики, не отвечает установленным принципам и основам методологии разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм, поскольку не характеризует ход и успешность реализации госпрограммы, не отражает степень достижения ее целей и задач, не передает специфику развития конкретной области», — указывают чиновники.
Так, по их мнению, рассматриваемый показатель по сути дает лишь аналитическое представление об отдельном направлении расходов, отдельных мероприятиях. Одновременно расчет данного показателя в отношении госпрограммы в целом представляется нерепрезентативным ввиду разнородности осуществляемых в рамках каждой госпрограммы закупок.
«При этом в структуре ряда госпрограмм федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ “О федеральном бюджете на 2020 год…” закупки — в рамках 200 группы видов расходов федерального бюджета — не предусмотрены в принципе: например, “Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ”, “Развитие федеративных отношений…” и “Социально-экономическое развитие Калининградской области”», — отмечается в отзыве.
Также чиновники указывают, что пилотные госпрограммы не подразумевают показателей, в связи с чем введение для них отдельного индикатора нарушит принципы их разработки и реализации. «Использование в методике показателя, который может быть применим лишь к ограниченному числу госпрограмм, негативно скажется на объективности и репрезентативности последней, — продолжают чиновники. — Кроме того, соблюдение требований об осуществлении закупок российских и (или) иностранных товаров при осуществлении закупок для госнужд не является предметом регулирования закона № 172-ФЗ и регулируется законодательством РФ о контрактной системе (44-ФЗ, прим. CNews)».
«В этой связи отсутствует объективная необходимость в принятии отдельного порядка мониторинга и контроля достижения показателя “доля закупленных товаров российского происхождения”», — резюмируют чиновники.
Читать статью полностью на cnews.ru