Компании отрасли показывают, что пандемия – не помеха развивать бизнес. Сегодняшний пример – как в цифровую среду перевели специфический вид бизнеса – энергосервисный. На опыте ООО «Световые Технологии ЭСКО» — дочерней компании МГК «Световые Технологии», члена АПСС — можно увидеть, какие преимущества дает цифровизация и для внутренней операционной эффективности, и для коммуникаций с клиентами.
Цифровые помощники в светотехническом бизнесе
Мы наслышаны, что цифровизация дает множество преимуществ. Но как это происходит на практике? На примере энергосервисной компании, модернизирующей уличное освещение городов, о том, как новый электронный сервис обеспечивает больше гарантий и удобства заказчику, рассказывает Генеральный директор ООО «Световые Технологии ЭСКО» Алексей АНИКИН.
Светотехническими проектами мы занимаемся с 2008 года, так что в первую очередь мы инженеры-светотехники. С 2015 года работаем по модели энергосервиса – реализуем проекты в школах, культурных и спортивных сооружениях. Но на крупных проектах замены уличного освещения в городах проходит проверку на прочность наша модель работы.
В энергосервисном проекте заказчик не несет расходов на замену освещения, мы как энергосервисная компания поставляем светильники и осуществляем монтаж полностью за свой счет, а оплата наших услуг происходит постепенно, по факту достигнутой экономии. Эта безрисковая для заказчика модель очень востребована в бюджетном секторе и в освещении городов.
К прошлому году наш портфель превысил 2 миллиарда рублей, мы обновили освещение более чем в 10 городах России – Курск, Смоленск, Анапа, Невинномысск, Владимир и других. Два проекта уже завершены, это первые подобные в России, контрактная величина экономии достигнута, акты подписаны, вся экономия полностью остается в местном бюджете.
Несколько лет мы занимались выстраиванием четких бизнес-процессов, и сегодня создали собственное цифровое решение в составе портала и нескольких приложений, которое замыкает цепочку Аудит – Расчет – Монтаж – Эксплуатация. Причем на каждом из этапов мы можем выдавать готовые продукты для заказчика. Расскажу об этапах работы с точки зрения производственного процесса, без учета конкурсных процедур.
Аудит
Первый возможный этап – инвентаризация системы освещения в разрезе каждой светоточки с их характеристиками. Мы пользуемся внутренней системой САПР. Аудиторы в приложении на смартфоне ставят метки, соответствующие каждому светильнику, на карте (геоточность – 3 метра), данные собираются на сервере в базе данных. И руководитель, и заказчик оперативно отслеживают, как заполняется данными электронная карта.
Здесь наш продукт – электронная карта и база данных к ней. Для города это шанс не только обновить данные, выявить бесхозяйные светильники, но и получить цифровую карту светотехнического хозяйства города, которую можно интегрировать с другими программными комплексами, отслеживать жизненный цикл в разрезе каждой светоточки.
Расчет и проектирование
Дальше наши инженеры делают светотехнический расчет и проектируют новое освещение. Здесь используем отдельный САПР. Задача проектировщиков – учесть категорийность дорог, условия эксплуатации, разбег опор, геометрию участков, компоновку улиц, нормы освещенности. Мы сознательно превышаем установленные нормы освещенности в наших проектах, потому что, будучи разработанными для натриевых светильников довольно давно, они сегодня не соответствуют ни светодиодным технологиям, ни запросу горожан на комфорт. Сортамент материнской компании – крупнейшего производителя светотехники в России и СНГ, МГК «Световые Технологии» — позволяет предложить отличное решение для каждого случая.
Продукт этого этапа для заказчика – результаты светотехнического проектирования, база данных с координатами и характеристиками светильников. В настоящее время заканчиваем подобный расчет для крупного российского города, более 70 тысяч светильников. В любом из реализованных проектов полного цикла энергосервиса результат этой работы также отлично виден.
Монтаж
Когда техническое решение сформировано, на объект выходят монтажные бригады. На основе данных аудита каждая бригада ежедневно получает электронный наряд, видит в приложении, какие светильники в каких точках смонтировать. На складе под наряд выдается нужное оборудование, отслеживание происходит в разрезе каждого отдельного светильника благодаря нанесенному на заводе уникальному QR-коду. Светильник смонтирован – бригада ассоциирует его с меткой на карте.
Чтобы осуществить замену светильников быстро и четко, через модуль управления складом контролируем ритмичность поставок, для чего синхронизировали взаимодействие со складами материнской компании.
Кроме того, осуществляется контроль качества монтажа, и это также отражается в базе данных и на карте. Доступ к карте мы предоставляем и заказчику, а в последних проектах – Смоленске, Курске, Иваново – и горожанам.
При каждой операции меняются метки светильника – нанесен впервые аудитором, запланирован к замене на такой-то конкретный, смонтирован, проверен контролем качества монтажа. Все устанавливаемые светильники имеют электронный паспорт. Так появляется цифровой след, позволяющий полностью прослеживать жизненный цикл оборудования, и это несомненное удобство на годы вперед для заказчика.
На объектах масштаба нескольких десятков тысяч светильников мы довели этот процесс до автоматизма. Иваново – 15500 светильников, замена 27 шкафов управления и монтаж управляющих блоков еще в более чем 100 шкафов за 4 месяца; Курск – почти 26 тысяч светильников за 5 месяцев; Смоленск – почти 15 тысяч светильников и 276 шкафов управления за 4 месяца.
Сервисное обслуживание
Наконец, когда монтаж завершен, работы приняты, наступает этап эксплуатации, когда действуют наши гарантии и на оборудование, и на монтаж.
В отдельном приложении LTHelper после подписания акта выполненных работ заказчик получает доступ в личный кабинет, где на виртуальной карте города видит статус и характеристики каждого светильника. В случае необходимости он отмечает конкретный светильник, описывает неисправность, может приложить фото, текст, и отправляет нам.
Эта заявка регистрируется, менеджер немедленно получает уведомление, проверяет и отправляет в сервисную службу. От нескольких минут до часа теперь требуется на реагирование – в мае в Смоленске таким образом мы отработали заявку за 24 минуты.
В результате перевода процессов в цифровую среду они стали прослеживаемыми в реальном времени, сократилось время реагирования, упростились коммуникации.
Интерактивная карта является электронной моделью светотехнического хозяйства города. Электронный паспорт хранит все данные об отдельном светильнике на протяжении его жизненного цикла. Сервис позволяет быстро сообщить о неисправности в сервисную службу.
В результате нашей работы заказчик получает не просто модернизированное городское освещение, а цифровой инструмент для последующей его эксплуатации. Уверен, подобная практика в самое ближайшее время станет стандартом для рынка.
ООО «Световые Технологии ЭСКО»
Статья была опубликована в журнале «Регионы России»