В последние дни в отраслевом информационном пространстве активизировалась дискуссия вокруг пусковых токов. Напомним вкратце суть вопроса. Одним из требований, вступивших в силу с 1 января 2020 года, является пункт 27, который гласит: «Пусковой ток светильников на этапе 2 не должен быть более 5-кратного рабочего тока источника питания» (Пункт введен Постановлением Правительства РФ N 1312 от 3 ноября 2018 года, дополняющем ПП № 1356). Мы уже ранее обозначили нашу позицию по этому вопросу, которая выражается в необходимости глубокой переработке этого пункта (подробнее).
Интересная дискуссия развернулась в Группе «Российские светодиодные системы освещения» на facebook. С технической точки зрения все изложено верно.
Но в дополнение к этому мы хотим обратить внимание на следующее — социально-экономические факторы, роль которых также значительна.
- Текущая формулировка пункта 27 приведет к неоправданному увеличению совокупной стоимости устройства управления (блок питания и дополнительное устройство подавления импульса пускового тока), что неизбежно отразится на цене, являющейся значимым показателем для объектов муниципального и государственного значения;
- Указанная формулировка по пятикратному соотношению токов, не учитывающая реальный спектр импульса пускового тока (совокупность амплитуд и длительность), на этапе проектирования может привести к ошибочному выбору автоматических выключателей в шкафах управления и их не корректной работе, что может привести к пожару и, соответственно, сказаться на безопасности объектов, в первую очередь, с пребыванием людей;
- Отсутствие нормативно-технической подоплеки у текущего требования по пункту 27 дает возможность вольной трактовки и с учетом сопряжения с иным оборудованием, располагающимся в шкафах управления, может привести к непоправимым последствиям на реальных объектах, например, критической дорожной инфраструктуре, что несет в себе риски для реализации целевых программ, таких как программа «Безопасные дороги»;
- Наличие требования в текущей формулировке может оказаться неисполнимым для ряда действующих отечественных производителей систем питания, что приведет к сокращению ими объемов производства и соответствующего сокращения рабочих мест, что в современной ситуации будет иметь отрицательные последствия как в социальной, так и экономической сферах;
- Неподкрепленность текущих требований п. 27 соответствующими контрольными мероприятиями, ввиду отсутствия утвержденных методов испытаний, а также оттока отечественных производителей, неизбежно приведет к увеличению доли контрафактной продукции на рынке, что однозначно скажется как на качестве продукции, так и ее безопасности.
АПСС продолжает работать в данном направлении, в частности с профильным департаментом Минэкономразвития и мы верим в положительный исход, хотя с учетом нынешней реальности, процесс внесения изменений затягивается.